Кто нанимает вас на работу? HRD, HRBP и прочие непонятные буковки. HR-дирекция
HR-функция как айсберг: работу с персоналом — ключевым, важнейшим, а еще и самым сложным (люди же, не машины!) ресурсом для бизнеса — нельзя подвести только под подбор и оформление документов. Поэтому сегодня мы расскажем про разных HRов, чем они заняты, что делают, чтобы обеспечить комфортную работу персонала в компании.
Если брать по максимуму, то у HR как функции есть несколько основных задач, а следовательно отдельных отделов/департаментов, которые ими занимаются, а именно:
- отдел подбора персонала (сюда же часто включается функция адаптации)
- отдел кадров — документальное администрирование взаимоотношений с сотрудниками
- отдел C&B (компенсации, бонусы, расчет вознаграждения персонала)
- отдел оценки персонала (может быть как самостоятельное звено, а может входить в состав отдела подбора или отдела обучения персонала)
- отдел обучения и развития персонала
- отдел внутренних коммуникаций (функция сквозная, может быть как в HR, так и в PR-департаменте).
Конечно, в таком виде HR-дирекция бывает в больших компаниях, с огромным штатом! Компании средние и небольшие по размеру могут иметь отдел HR, где отдельные функции совмещены и выполняются меньшим количеством сотрудников (но там и объемы меньше, посильные для совмещения).
Какие бывают HRы
- Администратор HR — самая стартовая роль, сотрудник на подхвате. Как правило, занимается простой бумажной работой, небольшими поручениями.
- Ресечер — это человек, который занимается размещением вакансий, сбором откликов и поиском релевантных вакансиям резюме. Он же, собрав пул интересных резюме, занимается обзвоном кандидатов (и иногда проводит первичное резюме по набору простых вопросов, позволяющих сделать первичный отсев кандидатов).
- Рекрутер — это именно тот сотрудник, с которым и ассоциируется подбор персонала. Он непосредственно занимается полноценным интервьюированием, продвижением кандидата по этапам отбора.
- Специалист по кадровому администрированию — сотрудник, ответственный за ведение КДП, легитиммность отношений между компанией и сотрудником. Здесь возникает множество вопросов: от оформления и прекращения трудовых отношений до работы с миграционными службами, работы с персональными данными и многого другого. Можно сказать, что это юристы (не всегда по образованию) внутри кадровой дирекции.
- Специалист C&B — супер-востребованная и дорогая функция. Это именно те люди, которые занимаются разработкой мотивационных пакетов, бонусных схем и вознаграждений.
- Специалисты по обучению и развитию персонала также может быть разным. Это могут быть собственные методисты, тренеры, мастера по обучению, а могут быть и сотрудники, только организующие обучение, например, во внешних учебных центрах. У них много непростых задач: и мотивировать людей приходить на тренировку, и измерять эффективность тренировок (задания на три звезды), и выбирать лучших тренеров из всех тренеров за те деньги, которые у вас есть.
- Специалист по внутренним коммуникациям и HR-бренду — есть далеко не во всех компаниях, занимается позиционированием компании для сотрудников, может вести соцсети для персонала, корпоративную газету, организовывать мероприятия.
- HR-generalist — универсальный солдат, работающий с компетенциями, сопровождающийся несколькими кадровыми функциями. Чаще это комбинация отбор + КДП, но дженералист также может производить расчеты с персоналом и корп. мероприятия. Эти специалисты особенно востребованы в небольших компаниях. Но вы всегда должны помнить, что трудно иметь глубокую экспертизу во всем, поэтому некоторые функции могут окунуться.
- HR BP (HR бизнес-партнер) — в российских реалиях это HR, закрепленный за подразделением, которое в курсе абсолютно всех кадровых вопросов в нем: ставит задачи по подбору, обеспечивает комфортную атмосферу, следит, кого пора отправлять на обучение. Главное – абсолютное проникновение в кадровую проблематику подразделения! Этот человек очень серьезно погружается в бизнес-задания, в цифры и хорошо знает, какими разными HR инструментами можно достичь бизнес-целей и как их решать. Чаще эта роль появляется в крупных компаниях, когда количество сотрудников уже превышает 1000 человек.
- Директор по персоналу (HRD) — человек, в идеале обладающий экспертизой во всех блоках HR-функции и определяющий общую стратегию, тенденции, которым будет следовать руководство. HRD работает напрямую с собственником, ГД и ТОПами, ведет бюджет дирекции, расставляет акценты и хитрости в работе подчиненных. Например, нужно ли покупать экспертизу на рынке и какую (т.е. кого выбрать), какие компетенции будут ключевыми для реализации бизнес-задач (кого и чему учить).
Вот сколько разных задач и вариантов реализации себя как профессионала в одной функции!