Практическое обучение: как школа может заложить основы будущей профессии
Какой видят будущую карьеру выпускники школ?
Образовательная траектория «школа – вуз» уже давно стала чуть ли не золотым стандартом. Большинство родителей уверены, что без высшего диплома добиться успеха невозможно, и поэтому дети часто не начинают строить карьеру, пока не закончат бакалавриат, а еще лучше – пока не станут магистром. Но не все молодые люди подходят для такой продолжительной учебы. Все чаще старшеклассники задумываются о начале карьеры раньше или вообще об открытии собственного дела, например, после окончания колледжа или техникума.
Тенденция к быстрому вхождению в профессию нашла свое отражение в изменении программ среднего профессионального образования. Например, в 2023/24 учебном году некоторые российские колледжи и техникумы начинают работать по программе, сокращающей количество учебных часов, при этом перераспределяя время в пользу практики.
Зачем нужен практико-ориентированный подход в образовании?
Ответом на требование раннего вхождения в профессию и внедрение в постоянно меняющийся мир является подход, ориентированный на практику. Это позволяет сформировать профессиональную картину мира в школе. И такие школы и отдельные классы уже есть в нашей стране.
Евгения Аникина, руководитель проекта по созданию инновационной школы в Сколково:
«Уже в школе важно готовить детей к тому, что им придется жить в постоянно меняющемся мире, и скорость этих изменений с каждым годом только возрастает. Традиционная классно-урочная система не готовит к этому в полной мере, поскольку в ней процесс обучения построен линейно, где знания передаются от учителя к ученику. Однако успешный процесс освоения знаний должен быть гибким и неразрывно связанным с применением этих знаний на практике, более того, современные дети должны уметь самостоятельно «добывать» необходимые им знания в процессе учебы. В последние годы мы видим рост числа самозанятых, молодых предпринимателей, растет запрос молодежи на альтернативное образование и практико-ориентированное обучение. В такой модели через эксперимент и опыт формируется набор профессиональных компетенций и гибких навыков, необходимых успешному человеку в современном мире. И именно эта образовательная модель будет наиболее востребованной в будущем».
Польза такого подхода в том, что он дает детям гораздо больше возможностей получить практическое представление о разных профессиях и помогает понятиям, кем ребенок хочет стать в будущем. Именно практика и проектная работа позволяют перейти от традиционной схемы – «учитель дает знания, дети их заучивают» – к схеме, когда ребенок сам познает мир, пробует себя в разных сферах, а учителя и эксперты выступают скорее в роли наставников.
Преимущества практико-ориентированного подхода испытают на себе не только дети. Он важен и для будущих работодателей, и для страны в целом. Именно бизнес, то есть потенциальные работодатели, заинтересованы в том, чтобы молодые люди осознанно выбирали профессию и имели базовые навыки, с которыми ими проще будет начать свой профессиональный путь.
Особенности практико-ориентированных образовательных систем
Ориентированные на практику учебные заведения и отдельные классы имеют ряд отличительных признаков.
Участие индустриальных партнеров
Связать знания и практику помогает участие индустриальных партнеров. Сотрудничающие со школами компании, производственные предприятия и научные центры смогут полноценно участвовать в учебном процессе, проводить практические занятия и стажировки. Благодаря этому ученики не только усвоят теорию из учебников, но и получат реальный опыт в разных профессиях.
Вовлеченные преподаватели
Задача практико-ориентированных школ — создать для учеников среду, в которой они могли бы экспериментировать, пробовать себя в разных направлениях, формировать свою собственную образовательную траекторию. Для этого преподаватели тоже должны быть готовы тестировать разные подходы к обучению, постоянно учиться и переобучаться на протяжении всей жизни.
Осознанный выбор профессии
Согласно исследованию EdTech компании MAXIMUM EDUCATION, 42% одиннадцатиклассников не знают, кем собираются работать в будущем и куда хотят поступать. Сотрудничество школ с предприятиями и компаниями поможет школьникам определиться, какие сферы им нравятся и к каким занятиям у них есть склонность.
Андрей Комаров, инвестор, сопредседатель Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП:
«Школа оказывает сильное влияние на выбор ребенком будущей профессии. В большинстве случаев единственной целью окончания школы, которую видят родители, у нас является последующее поступление в вуз. Окончив его и начав профессиональную деятельность, через 3–4 года молодой человек понимает, что он сделал неправильный выбор, профессия ему неинтересна, и выбранная сфера деятельности ему не подходит.
Практико-ориентированная модель образования позволяет разорвать эту традиционную для нашей страны цепочку. Благодаря вовлечению в образовательный процесс промышленных партнеров ребенок пробует себя в различных сферах, приобретает прикладные навыки и может сделать четкий выбор будущей профессии, осознанно определить дальнейшую траекторию своего развития».
Вариативность образовательных и профессиональных траекторий
Практико-ориентированные школы позволят учитывать потребности рынка труда, поскольку индустриальные партнеры помогают актуализировать содержание образования. При этом темы и стажировочные модули можно будет легко адаптировать без необходимости переписывать учебный план. Такие образовательные модели очень гибкие, а это едва ли не самый главный тренд современности.
Образовательные системы с акцентом на практику
Общемировой тренд на практико-ориентированное обучение набирает обороты и в России, и за рубежом.
Инновационная практико-ориентированная школа в Сколково
Заработает в 2023 году
«Сколково» — современный научно-технологический комплекс, где сосредоточены офисы крупнейших корпораций, учебные заведения и научно-исследовательские центры. 1 сентября 2023 года в Сколково откроется новая практико-ориентированная школа, рассчитанная на 825 детей (1–11-й классы). Позже планируется создать детский сад и колледж, которые вместе со школой будут интегрированы в единую образовательную экосистему полного цикла.
Создаваемая в Сколково общеобразовательная школа ориентирована на современные прикладные профессии. Обучение в нем будет идти по четырем основным направлениям: креативные индустрии, искусственный интеллект и IT, биотехнологии и космос.
В новой практико-ориентированной школе акцент будет сделан на портфолио проектов, разрабатываемых учащимися, а не только на академических результатах. Предпринимательское мышление будет у них на первом плане. Школьников научат руководить командой и проектами, быстро принимать решения.
Интеграция школы в экосистему Сколково позволит максимально вовлечь промышленных партнеров в учебный процесс, что позволит учащимся на практике приобретать конкретные профессиональные компетенции и в будущем выбирать профессию и даже место работы, не опираясь на мечты и рассказы родителей, но на собственном опыте.
Евгения Аникина:
«Мы хотим создать среду, в которой детям будет дана возможность пробовать себя в практической деятельности под наставничеством педагогов и экспертов из бизнеса, знакомиться с профессиями и выбирать, что подходит именно им. Школа готовится к открытию в будущем году, а пока мы создаем команду единомышленников: управленцев, педагогов, кто разделяет наш подход и верит в его успех. Ключевую роль в этом, конечно, играет лидер. Поэтому мы уже объявили открытый конкурс на замещение вакансии директора школы».
Школы IBM P-Tech, 28 стран
Запущены в 2011 году
IT-компания IBM чуть больше чем за 10 лет открыла 300 образовательных учреждений, в которых студенты могут получить аттестат средней школы и диплом младшего специалиста за 6 лет вместо 14 лет в обычной системе образования США (12 классов школы плюс двухлетняя программа специализации в колледже).
Ученики одновременно и проходят стандартную программу средней школы, и углубленно изучают предметы по специальности. Профильные дисциплины зависят от конкретного учреждения: например, в одних школах готовят графических дизайнеров, в других — инженеров.
Помимо теоретической подготовки, в течение 6–8 недель за весь период обучения студенты работают, получая практический опыт в выбранной сфере. P-Tech сотрудничает с Volkswagen, American Airlines и более чем 600 других компаний. Ученики могут стажироваться даже в NASA, обучаясь программировать спутники, анализировать данные с их датчиков, делать космические снимки.
После выпуска ученики получают должности в организациях, где проходили практику. Например, в 2019 году IBM начала принимать на работу первых специалистов, которые обучались в P-Tech.
Первая школа P-Tech появилась в США, а сейчас такие учреждения открыты в 28 странах — Великобритании, Канаде, Италии, Марокко, Польше и других. Поступить туда могут и граждане других государств, условия зависят от выбранной страны.
Необходимость увязки образования с реальным сектором экономики обсуждается уже несколько лет на уровне государства, бизнеса и образовательных учреждений. Но, что более важно, в обществе формируется устойчивый спрос на приобретение практических навыков в процессе обучения и более раннее вхождение в профессию. Внедрение практико-ориентированного подхода в образование является эффективным и актуальным ответом на вызовы времени и запросы современной молодежи.